[an error occurred while processing the directive]

Хащевато
16 февраля 1942 г

Главная О трагедии Мемориал Память Доблесть Судьбы История Обратная связь
 


Холокост - трагедия еврейского народа

Богдан Петров, 6 класс, г. Кривой Рог, работа на соискание звания «Ученик года», 2012 г.

Как детям объяснить шесть миллионов
исчезнувших в застенках навсегда,
замученных, отравленных “Циклоном”,
расстрелянных, повешенных, сожжённых?
Никто не видел слёз, не слышал стонов,
весь мир был равнодушен, как всегда
Адольф Берлин

Война - это страшное слово. Сколько человеческих жизней унесли многочисленные прогремевшие над землей войны? Но в истории человечества не было войны равной Второй мировой по колоссальному количеству человеческих жертв. Этот небывалый геноцид напрямую связан с фашизмом, с его нечеловеческими теориями расовой и национальной ненависти. Основная цель фашистов на оккупированных территориях была одна: уничтожение целых рас и наций. Конечно, убивали не только евреев. Жертвами нацистского террора стали представители и других народов. Вот слова Адольфа Гитлера: "Славяне должны работать на нас, а в случае если они нам больше не нужны, пусть умирают.… Каждый образованный человек - наш враг. Нужно управлять этим народом с железной решимостью.… Говоря по-военному, мы должны убивать от трех до четырех миллионов русских в год". По отношению к евреям нацистская Германия проводила политику тотального уничтожения. Сам факт принадлежности к еврейскому народу предопределял гибель человека. "Не все жертвы нацизма были евреями, но все евреи были жертвами нацизма" - так обрисовал трагическую ситуацию писатель Эли Визель. В этом и состоит особенность еврейской судьбы в период Катастрофы, по сравнению с участью других народов, населявших оккупированные территории.

Холокост - трагедия, которая долгое время была закрытой темой, хотя факты были известны, но десятилетиями они замалчивались. История геноцида еврейского народа в годы Второй мировой войны показывает, к чему приводит национальная нетерпимость. Рассказ о события Холокоста, обо всех ужасах тех дней, позволит предупредить людей о возможности повторения этих событий. В настоящее время вновь набирают силу идеи расовой нетерпимости, идет возрождение свастики, молодежь с интересом почитывает «Mein Kampf», вновь возникает угроза катастрофы, превращающей человека в зверя.

18 апреля - день памяти жертв Холокоста. Что значит слово "Холокост"? Вкратце это слово означает "огненная жертва". Этот термин используется для обозначения одной из крупнейших этнополитических трагедий в истории мировой цивилизации - истребления 6 миллионов евреев в годы Второй мировой войны. Это было организованное и спланированное, с безумной тщательностью исполняемое уничтожение народа.

Нацисты пришли к власти в Германии 30 января 1933 года. Вместе с первыми же мерами по укреплению своей власти новый режим начал антиеврейскую кампанию. Она выразилась, прежде всего, в устранении евреев с общественных постов, а также в преследовании евреев - педагогов, писателей, художников, музыкантов, журналистов. 1 апреля того же года нацисты объявили бойкот еврейским магазинам и предприятиям. У входов в эти места были выставлены посты штурмовиков с плакатами в руках: "Не покупайте у евреев!". Цель бойкота - "доказать" немецкому народу, что евреи овладели немецкой экономикой. В ночь на 10 мая 1933 года нацисты организовали публичное сожжение на городских площадях книг немецких писателей еврейского происхождения. В огонь летели прекрасные произведения литературы. И среди этих книг были произведения Генриха Гейне, сказавшего в свое время, что "начинающие со сжигания книг закончат сжиганием людей". Немецкая печать была захлестнута потоком необузданных выпадов против евреев. Особенно специализировался на антисемитской клевете еженедельник "Штюрмер".

Создавались антиеврейские законы. В начале 1935 года германское правительство приступило к подготовке всеобъемлющего анти-еврейского законодательства. 15 сентября были изданы так называемые "Нюрнбергские законы", лишавшие евреев гражданских и политических прав. В тот же день был издан закон "об охране немецкой крови и немецкой чести", согласно которому объявлялись уголовным преступлением браки между "арийцами" и евреями. В результате принятия "Нюрнбергских законов" расовая теория стала составной частью немецкого законодательства.

До 1937 года немецкие евреи еще могли заниматься торговлей и владеть предприятиями. Многие утешались тем, что хотя нацисты и лишили их равноправия, завоеванного в результате борьбы многих поколений, определенная роль в экономике все же еще оставалась за ними.

Обострение гонений началось в конце 1936 года вместе с подготовкой ко Второй мировой войне. Поворотным оказался 1938 год. Нацисты приступили к систематической экспроприации еврейского имущества. Еврейские организации и учреждения были лишены всякого общественного статуса. Гитлер еще в 1924 году в своей человеконенавистнической книге "Майн Кампф" обосновал "концепцию" истребления евреев. 9 ноября 1938 года Гитлер организовал всегерманский еврейский погром - печально знаменитую "Хрустальную ночь". Так начался геноцид, который стал одной из главных целей гитлеровской агрессии в других странах.

С момента нацистской оккупации в Польше началась волна арестов и погромов. Тысячи евреев были посланы на принудительные работы, где терпели всевозможные мучения и унижения. Евреям было приказано носить белую или желтую повязку со "щитом Давида" ("Маген-Давид"). Еврейские магазины и лавки были закрыты, жителям гетто было запрещено ходить по улицам после комендантского часа и ездить в поездах. За несколько недель польские евреи оказались в том же положении, в котором уже пребывали немецкие евреи. Вскоре их положение стало еще хуже. В конце 1939 года было объявлено, что все польские евреи обязаны перейти в гетто - отведенные для их принудительного поселения кварталы. Первое гетто было устроено в Лодзи в феврале 1940 года; Варшавское гетто - в ноябре 1940 года; в 1941 году гетто были устроены и во многих других польских городах. Большинство их было обнесено глухой стеной. Вначале немцы выдавали многочисленные разрешения на выход и вход из гетто, но с октября 1941 года всем евреям, обнаруженным в городе вне пределов гетто, грозила по закону смертная казнь. В конце того же года подсудность евреев обычным судам была отменена и они были отданы полностью на произвол гестапо. Евреи фактически были объявлены вне закона. Лишь контрабандная доставка продуктов в гетто спасала многих от голодной смерти. Внутри гетто евреи создали подобие общинной жизни и по мере возможности заботились о предоставлении нуждающимся работы, пропитания, жилья и медицинских услуг. В определенных формах существовала в гетто и культурная жизнь

Немецкие власти организовали в гетто советы еврейских старейшин - "юденраты". Через юденраты немцы передавали свои приказы и распоряжения жителям гетто. Члены юденратов нередко старались разными способами облегчить жизнь своих соплеменников. В тяжелейших условиях гетто их жители решили сохранять свою жизнь, во что бы то ни стало, ибо они видели в этом великую цель - остаться в живых ради сохранения на земле своего народа.

В 1940 году на территории Польши был основан крупнейший нацистский концентрационный лагерь смерти - Освенцим. Он был основан по приказу Г. Гиммлера. Там одновременно содержалось от 25 до 30 тысяч евреев из многих стран Европы. В Освенциме было восемь кремационных печей. Но с 1944 года этого количества стало не хватать. Эсэсовцы заставляли заключённых вырывать колоссальные рвы, в которых они поджигали облитый бензином хворост. Трупы сбрасывали в эти рвы. А если газа на удушение не хватало, то людей сжигали живыми. Людей свозили сюда непрерывно в течение четырех лет. Первый транспорт прибыл в Освенцим в марте-апреле 1942 года из Словакии, затем из Франции. Так, с 27 марта 1942 года до 11 сентября 1944 года только из Франции прибыло 69 больших и два меньших состава, где находилось около 69 тысяч человек, в том числе и 7,4 тысячи детей. А ведь были в те годы составы и из других стран. В некоторые дни прибывало по 8-10 эшелонов с заключенными. Все, кто не мог работать: женщины, старики, дети, больные - отделялись от здоровых мужчин и уничтожались сразу. Вот некоторые цитаты на эту тему из книги известной польской исследовательницы Хелены Кубки "Дети и молодёжь в концлагере Освенцим": "Особо трагична была судьба детей и молодёжи в концлагере Освенцим. Детей отбирали у матерей и умерщвляли их на глазах самыми коварными методами - удар по голове, сброс в горящую яму. Этот садизм сопровождался ужасными криками ещё живых родителей". Способные к работе направлялись в отдельные бараки в южной части лагеря. По обе стороны дороги вставали немецкие солдаты, нагайками и шомполами избивавшие каждого, нередко насмерть. В бараках узников раздевали, потом в специальных камерах убивали газами, а трупы сжигали в крематориях. Оставленные в живых использовались в качестве дармовой рабочей силы на шахтах и заводах синтетического горючего. Кормили узников очень плохо: один раз в день водяная похлебка и 150-200 граммов хлеба. От непосильного труда и голода люди обессиливали и умирали. Три раза в неделю врач осматривал заключенных, и неспособных к труду отправляли в газовые камеры. В последние два года были уничтожены и узники мужчины. 90 процентов погибших в Освенциме были евреями. По общей численности транспорта , количеству вагонов в составах можно подсчитать, что только в Освенциме погибло 1,3-1,6 миллиона людей, привезенных из разных стран Европы.

Одной из выживших была Анита Ласкер. В апреле 1945 года она - одной из первых узниц Освенцима - рассказала об ужасах, свидетелем которых ей суждено было стать. Одним из медиков в концлагере был Йозеф Менгеле. Анита Ласкер вспоминает о нем: "Доктор Менгеле предпочитал для своих экспериментов человеческий материал".

Чтобы замести следы преступлений, в конце 1944 года эсесовцы взрывали газовые камеры, вывезли из лагеря большинство заключенных. На время освобождения лагеря там было 7,5 тысяч заключенных. Один из освободителей Освенцима, Герой Советского Союза, генерал лейтен6ант в отставке вспоминал: "Я увидел детей… Жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие от голода глаза. Ребятишки молчали и показывали только номера, вытатуированные на руке. Слез у этих людей не было. Я видел, они пытаются утереть глаза, а глаза оставались сухими…"

Количество жертв в Освенциме установить невозможно. Современные историки утверждают, что количество убитых в лагере смерти 1613000: человек, 1100000 евреев; 140000-150000 поляков; 100000 - русских; 23000 цыган. Среди убитых были и другие народы. Чем дальше от нас события еврейской Катастрофы 1933- 1945 гг., тем необходимее помнить о гибели шести миллионов евреев и миллионов других людей, убитых за то, что они были цыганами или славянами, инакомыслящими или военнопленными...

Осмысливая Холокост как уникальное явление, историки в то же время стараются определить роль еврейской трагедии в судьбе человечества, выяснить, как могли совершиться столь ужасные злодеяния, какие параллели можно увидеть между тем, что произошло в Германии в середине XX века, и тем, что происходит сегодня. Необходимо осознать, что корни явлений, приведших к еврейской Катастрофе, ещё не выкорчеваны. В большинстве стран мира Холокост воспринимается не только как трагедия евреев, погибших в результате тщательно разработанного и осуществлённого плана массового истребления, но и как предостережение. Ведь сегодня особенно отчетливо видно, что на месте евреев может оказаться любой другой народ. И нужно извлечь уроки из тотальной пропаганды нацистов, под воздействием которой цивилизованные немцы превратились в проводников (или молчаливых пособников) человеконенавистнических идей. Иными словам, история Холокоста заставляет людей задуматься, к каким последствиям приводит проявление расизма и ксенофобии, - ведь именно с этого начинали нацисты.

Вот почему во многих странах мира день восстания в Варшавском гетто отмечается как День памяти евреев - жертв нацизма. Вот почему созданы сотни центров по изучению Холокоста, работают музеи, мемориалы, исследовательские центры, ставящие перед собой цель увековечить память о жертвах нацистского геноцида. В цивилизованном мире тема Катастрофы носит универсальный характер: евреи-жертвы войны, в ходе которой нацисты и их пособники выступили в роли палачей. Международное сообщество акцентирует в теме Холокоста общечеловеческие аспекты.

Большинство жертв фашизма, к примеру, в Германии, вовсе не было последователями иудаизма. Давно ассимилировавшиеся, почти забывшие о своих корнях, а то и вовсе их не знавшие, немцы по культуре и образу жизни, католики, протестанты и атеисты использовались как пушечное мясо на фронтах и погибали в газовых камерах только за то, что в их жилах текла хоть капля еврейской крови. Все здравомыслящие люди понимают, что "окончательное решение еврейского вопроса", полное уничтожение евреев по Гитлеру, ведет к искоренению основ всех религий, "зараженных" "еврейскими" идеями, к краху цивилизации, без гуманизма неспособной к прогрессу.

Нелегко писать о жертвах Холокоста, нелегко о них читать - столько иам ужаса и реальной боли, но мы обязаны это делать; память - это основная гарантия того, что никогда больше не повторятся убийства, никогда больше не повторятся газовые камеры, никогда больше не будет гетто и концлагерей. Холокост - не просто горестная страница в истории, это истребление целого народа. Почему же весь мир это допустил?

Уроки катастрофы не должны быть забыты, их замалчивание привело к тому, что начинают набирать силу неонацистские организации. Из-за обилия на телевидении, в кино "боевиков", где кровь льется по экрану рекой, а также компьютерных игр, позволяющих понарошку убивать, зрелище смерти стало чем-то почти обыденным. И все же мы, молодое поколение, должны побудить людей задуматься о трагических страницах прошлого и не допустить, чтобы убийство человека человеком вновь обрело гигантскую силу.

После нападения Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года началось планомерное и последовательное истребление еврейского народа. Нацисты создали четыре специальных группы ("эйнзацгруппен"), задачей которых было уничтожение "комиссаров, евреев и цыган". Деятельность этих отрядов была организована по определенному шаблону: по вступлении в какой-нибудь город или местечко они сразу же устанавливали с помощью местных жителей имена раввинов и наиболее известных членов еврейской общины и требовали от них собрать все еврейское население для регистрации и отправки в "еврейский район". Евреи, не подозревавшие об истинных замыслах нацистов, подчинялись распоряжениям оккупантов. Их загоняли за колючую проволоку, гетто. Еврейское мирное население уничтожалось, непосредственно в местах его проживания.

Я хочу рассказать о геноциде евреев на территории Украины во время Великой Оте6чественной войны. В Украине антиеврейский геноцид имел особо жестокую форму. Накануне войны по количеству евреев - 2,7 млн. Украина занимала первое место в Европе и второе место в мире.

Убийство евреев оккупантами начались в Украине 22 июня 1941 года и продолжались более 3 лет. Гетто, созданные нацистами в годы ВОВ, были задуманы как промежуточные места жительства на пути евреев к "лагерям смерти".

Символом Холокоста в Украине стал расстрел свыше 150000 человек, большинство из которых были евреями, в Бабьем Яру (г. Киев). 29 сентября - День памяти тех, кто погиб в Бабьем Яру. Расстрелы в Бабьем Яру начались именно в этот день и продолжались более двух лет. За это время здесь погибло более 150000 человек ( и это количество не включая малолетних детей до 3х лет которых тоже расстреливали, но не считали). Люди медленно, колониями шли в "логово зверя". Многие женщины бились в истерике. Многие евреи шли в сопровождении друзей и соседей славянской наружности, немощных и инвалидов везли в тележках. По мере приближения к месту назначения люди становились все более беспокойными, слышался вой и плач. Матери в последний раз целовали своих детей. Они предчувствовали, что сейчас произойдет нечто страшное и непоправимое. Люди безмолвно стояли в состоянии ступора. Около часа дня послышалась стрельба. После нее рев прекратился. Перейдя в протяжный стон. В первый день было расстреляно более 30000 мирных жителей. По воспоминаниям людей, прошедших ужас Бабьего Яра, то, что происходило там, в головах не укладывалось. До последнего не верили люди, даже тогда, когда их сквозь строй прогоняли, даже тогда, когда их избивали хохочущие гитлеровцы, даже тогда, когда их раздевали, а в нескольких метрах звучали пулеметные очереди. Даже тогда не верилось. Убить такую колоссальную массу людей? Уничтожить детей, женщин, стариков? Зачем???

У фашистов спрятать Бабий Яр не получилось. Сжечь такое количество трупов они не успели физически. После войны Советские власти также хотели скрыть это великое преступление, создав на месте массового расстрела мутное озеро. В 1961 году плотину прорвало. 13 марта огромный вал грязи на скорости смял десятки домов и похоронил под собой сотни людей. После этой трагедии Бабий Яр зарыли и положили поверх него шоссе. Там, где находился концлагерь, воздвигли жилой массив, построили телецентр, который и сегодня вещает на всю страну разумное, доброе, вечное. На сегодняшний день эпицентр расстрелов являет собой заросший парк с монументом, который "сбоку" от реального места трагедии. В парке молодежь распивает пиво, а на пропитанной кровью земле по выходным устраиваются веселые "пикнички"… Да, очень коротка человеческая память, а ведь война коснулась каждой семьи, ужасы войны тяжелым эхом прозвучали и в нашем городе - Кривом Роге.

14 октября 1941 года, Этот день в истории нашего города называется Криворожской трагедией. В фондах Криворожского историко-краеведческого музея под номером 1306 хранится фото, которое изъяли у убитого немецкого офицера. На обратной стороне снимка педантичным почерком написано по-немецки: "Шествие евреев. Кривой Рог 41". Это был солнечный день 14 октября 1941 года. Смотришь на этот снимок и очень страшно. Ведь это было в моем городе. На снимке колонна людей, идущих по улице Ленина. Людей ведут к 5-ой шахте. Что самое страшное, что на этой фотографии дети. Фашисты оккупировали Кривой Рог в августе 1941 года. В городе было введено военное положение, а все евреи должны были носить шестиконечные звезды, которые свидетельствовали об их национальной принадлежности. Большинство мужчин было на фронте. В городе остались женщины, старики и дети. 14 октября по распоряжению немецкого коменданта всем евреям было приказано собраться с вещами у здания бывшей синагоги, ныне улица Каунасская. Людей выстроили в громадную колонну длиной более одного километра по шесть человек в ряд, якобы для отправки со станции Червоная в другие места поселения. Тех, кто не мог ходить, везли на подводах и колясках. По бокам колонны стояли жители города, недоумение и страх читались на их лицах. Когда фашисты довели колону до трампарка и повернули в противоположную сторону от станции, люди поняли, что эта дорога - последняя в их жизни. Они шли на смерть. Колону повели к шахте № 5, бывшего рудоуправления Ильича, разделили на группы по десять - пятнадцать человек. Недалеко находилась лужа. Гитлеровцы издевались над людьми и заставляли их раздетыми окунаться в грязь. Но и этого им было мало. Перед тем, как сбросить тела в шахту, стоящий рядом палач отрубал им головы. Маленьких детей бросали живьем. На следующий день, 15 октября, весь этот ужас продолжался, и вместе с оставшимися в городе евреями в шахту были сброшены 800 военнопленных.

Место расстрела фашисты посыпали солью - до прибытия новых жертв. Некоторые криворожане собирали эту соль и продавали на базаре. В магазинах соли не было. Эта соль была розовая от людской крови. После зверских расстрелов мирных граждан, всю целую одежду, снятую с замученных людей, палачи укладывали в подводы и увозили, а все остальное сжигали в балке.

По заявлению свидетелей этой ужасной трагедии у шахты № 5 гитлеровскими бандитами расстреляно и сброшено живьем около пяти тысяч человек.

Из воспоминаний доцента кафедры физики Горного института Григория Андреевича Жовтухи: « В начале войны, я, будучи четырнадцатилетним подростком, проживал на Черногорке и был очевидцем расстрелов… Чтобы спасти грудных детей от гибели, клали их на землю, с надеждой, что деток фашисты не тронут, а добрые люди подберут младенцев и не дадут им умереть. Но полицаи заставляли женщин брать на руки детей и вместе с ними идти на смерть… После освобождения города от фашистов, я поступил в Горный техникум, через некоторое время был на той 5-ой шахте на практике и побывал у места расстрелов. В этот день я написал эти строки:


В роки ті німецької навали
Скільки їх загинуло дарма,
Скільки тих, що мовчки умирали,
Проковтнула темрява німа
Їх забути я не маю сили
Їм мій спів у цей весняний день
Їм ще на могили не носили
Складен их поетами пісень.»

Сейчас на месте расстрела еврейского населения Кривого Рога у шахты № 5 установлен мемориальный камень, на котором, однако, нет упоминаний о геноциде еврейского народа и никакой еврейской символики.

Автор книги "Криворожская трагедия" Владимир Лин - наш земляк, уважаемый врач. Он большую часть своего времени "вне работы" посвящает исследованиям Холокоста на Криворожье. По крупицам собирает все, что связано с давней трагедией 41 года. Эта документальная книга о трагических судьбах еврейских семей, о которых автору успели рассказать очевидцы. Многие криворожане, рискуя собственной жизнью и жизнью своих детей, спасали евреев от гибели, прятали их в своих домах.

В Израиле в настоящее время проживает бывшая криворожанка Израилевская (Финкельштейн) Елена Яковлевна. Ее, двадцатилетнюю девушку, спасла от рук фашистов семья Шаблий. Проживала эта семья по улице Украинской. Они прятали Лену у себя с августа по декабрь 1941 года. За спасение еврейской девушки, сестрам Шаблий и их брату присвоено звание Праведник народов мира.

Одна из свидетелей событий времен оккупации рассказала о трагической судьбе очень красивой девушки Розы, имеющей славянскую внешность. В Розу был влюблен полицай из местных. Он участвовал в облавах на евреев, и знал, что за Розой тоже скоро придут. Роза в этот момент скрывалась у соседей-украинцев. Полицай об этом знал. Испытывая к девушке любовь, он предложил ей выйти за него замуж, чтобы спастись. Но Роза не отвечала взаимностью молодому человеку и отклонила предложение. Полицай рассердился и выдал девушку немцам. Розу расстреляли вместе с теми людьми, которые ее прятали. Полицай после войны был осужден. Вернувшись в Кривой Рог, женился, вырастил двоих детей. Выполнил свое предназначение на земле... Очень больно осознавать, что приводили приговор в исполнение именно те люди, которые жили рядом с евреями, делили с ними горе и радости. Почему одни спасали, рискуя жизнью, а другие могли убивать?

Великая Отечественная война - эта огромная рана в человеческих сердцах. Массовые убийства еврейского населения произошли в Харькове, Львове, Бердичеве, Одессе, Днепропетровске.

В своей работе я хочу рассказать о большой трагедии маленького местечка Хащевато. Это местечко располагалось на левом берегу живописного Южного Буга Гайворонском районе Одесской (ныне Кировоградской) области. Основанное и заселенное евреями в ХVIII, оно славилось трудолюбивыми людьми, талантливыми ремесленниками, мастерами всех специальностей. Еврейская речь перемешалась с украинской. У народов были взаимные интересы и добрые отношения. Все резко изменилось 29 июля 1941 года, когда село оккупировали гитлеровцы.

16 февраля 1942 года собранные немецкой комендатурой полицаи из окрестных деревень блокировали местечко и стали выгонять людей из домов. Их гнали к зданию кинотеатра. Около тысячи человек было заперто в холодное и темное помещение. Люди не понимали, что от них хотят и что с ними будет дальше, чего им ожидать…

Людей стали забирать партиями по 20 человек. Сначала стариков и подростков. Два десятка пьяных полицаев, вооруженных немецкими автоматами, гнали их к глиняному карьеру, где были вырыты большие ямы. Моя прабабушка, Губенко Елизавета Савовна, была очевидицей этой страшной трагедии. Ее и других односельчан, украинцев по национальности, немцы также пригнали к месту казни, чтобы они смотрели на их зверства.

Людям приказали раздеться, стать на колени лицом к яме - и расстреливали. Палачи особенно зверствовали, когда настала очередь женщин и детей. Женщины отказывались раздеваться, прижимали к себе своих детей. Некоторые плевали в лицо убийцам. Автоматные очереди обрывали их жизни и крики "МАМА!". Озверевшие полицаи добивали их прикладами… Море человеческой крови… Молодые украинские девушки теряли сознание от ужаса, осознавая, что у них на глазах убивают их подруг, соседей, маленьких детей. Горе - когда гибнут невинные люди. Но еще большее горе - когда гибнут только-только вступающие в жизнь дети.

Случайно в живых осталась девочка 11 лет - Рива Ташлицкая. Потеряв сознание, она упала в яму, а сверху на нее упали убитые мама и братик. Ночью, придя в сознание, девочка выбралась из под трупов, полуголая, босая, стала стучаться в дома. Риву спасли добрые люди. С огромным риском для жизни, они более двух лет прятали у себя девочку - до прихода Красной Армии. После войны Рива Ташлицкая приезжала в село, давала показания против полицаев и фашистов. Она передала Хащеватскому народному музею свои воспоминания. Женщина рассказывает про ужасы, которые довелось ей пережить, будучи ребенком одиннадцати лет. "Нас привели к месту расстрела. Очередная партия раздетых догола людей, ждала, своей горькой смерти перед краем обрыва… Нас подвели к краю обрыва, приказали раздеться, выстроили лицом к трупам. Я увидела раненых, которые в предсмертных судорогах еще шевелили руками и ногами. Затем нас поставили на колени. Мне стало страшно, я зажмурила глаза и закрыла уши руками… Прошло какое-то мгновение. Я очнулась, не веря, что жива. Лежа внизу среди расстрелянных людей, я смотрела верх и видела, как к краю обрыва подвели мою старшую сестру. Она держала на руках трехлетнего братика. Прозвучал выстрел, и они упали рядом со мной. Так мы в последний раз оказались вместе. А людей все подводили и подводили. А яма продолжала "дышать", где-то заплакал ребенок. Рядом со мной лежали мои родные, они были мертвы».

В феврале 1942 года в местечке Хащевато фашистские прихвостни-полицаи расстреляли более 986 евреев, среди которых 376 детей. Евреи гибли целыми семьями. Немцы были безжалостны и к детям, и к старикам.

Прошло 70 лет с тех страшных событий. Местечка давно не существует, на его месте село. Там где расстреливали людей, сейчас еврейское кладбище, братская могила, памятный мемориал. Теперь в селе Хощевато живет одна-единственная еврейка, дочка бывшего конюха Исаака Лернера, Ада Исааковна Мельник. Эта добрейшая женщина всю свою жизнь дарила детям праздник, работая музыкальным руководителем в детском саду. Моя мама - ее воспитанница. Благодаря, в частности, и стараниям Ады Исааковны еврейское кладбище и памятный мемориал присмотрены, содержаться в порядке. Каждое лето я приезжаю в это село к бабушке и дедушке. Наш дом находится напротив памятного мемориала. О горе, которое перенес еврейский народ, я знаю с раннего детства. Я знаю, что жили здесь трудолюбивые, талантливые, веселые, доброжелательные люди-евреи, и что их здесь убивали.