Ибо Он взыскивает за кровь и помнит о ней, не забывает стоны мучеников.
Да будет помнить живой тех, кого нет, ибо вот они возвышаются перед нами.
| Хащевато. Трагедия еврейского местечкаЭто местечко располагалось на левом берегу живописного Южного Буга в Гайворонском
районе Одесской (ныне Кировоградской) области. Основанное и заселенное евреями
в XVIII столетии, оно славилось трудолюбивыми людьми, талантливыми ремесленниками,
мастерами всех специальностей, удовлетворявшими обширный спрос жителей окрестных
деревень. Обилие зелени, фруктовых садов и чистая река привлекали многих отдыхающих
из городов.
Еврейский колхоз "Прогресс", промартель, маслобойки, крупорушки и многие другие
производства обеспечивали нужды населения. В местечке были еврейская (впоследствии —
русская) и украинская школы, больница, почта, синагоги, магазины, кинотеатр и
самодеятельный театральный коллектив местной интеллигенции: учителей, врачей, музыкантов.
По воскресеньям, в "базарные" дни, со всей округи съезжались крестьяне торговать своими
товарами, делать покупки и заказы мастерам. Еврейская речь перемежалась с украинской. У
народов были взаимные интересы и добрые отношения.
Все резко изменилось 22 июня 1941 года. С началом войны все мужское население местечка от
18 до 50 лет поголовно было мобилизовано на войну, началась эвакуация. Часть жителей, занятая
на рытье окопов, застряла в местечке. "Ничего, — говорили бывалые старики, солдаты первой
мировой, — немцы цивилизованная нация, они не допустят безобразий".
Колхозники с телегами и скотом застряли у переправы через Днепр, где скопились войска и
десятки тысяч беженцев. В августе немцы овладели всей правобережной Украиной и погнали
беженцев обратно домой. Измученные, они вернулись в местечко, и здесь их уже ждал "новый
порядок", который устанавливали дезертиры, предатели, уголовники и "активисты" — местные
подонки. В местечке воцарилась гнетущая атмосфера страха.
16 февраля 1942 года собранные немецкой комендатурой полицаи из окрестных деревень
блокировали местечко и стали выгонять людей из домов. Пьяные бандиты врывались в дома и,
не давая опомниться, бранью и прикладами выталкивали людей и гнали их к зданию кинотеатра.
Около тысячи человек было заперто в холодное и темное помещение. Люди не понимали, чего от них
еще хотят, и что их ожидает…
Их стали забирать партиями по 20 человек. Сперва стариков и подростков. Два десятка пьяных головорезов,
вооруженных немецкими автоматами, с бранью и улюлюканьем гнали их к глиняному карьеру, где были вырыты
большие ямы. Там им приказали раздеться, стать на колени лицом к яме — и расстреливали. Палачи особенно зверствовали,
когда настала очередь женщин и детей. Женщины отказывались раздеваться, прижимали к себе детей, некоторые
плевали в лица убийцам. "Сволочи, вернутся наши, вы за все ответите!" Автоматные очереди обрывали их жизни
и крики "Мама!". Озверевшие полицаи добивали их прикладами… Море человеческой крови…
Случайно в живых осталась девочка 11 лет — Рива Ташлыцкая. Потеряв сознание, она упала в яму, а сверху
на нее упали убитые мама и братик. Ночью, придя в сознание, она выбралась из-под трупов, полуголая, босая,
стала стучаться в дома, но ей не открывали. Только в дом Терентия Дзямы ее впустили, обмыли кровь, согрели.
Спустя неделю другой добрый человек, Виктор Зелинский, отвел ее в соседнее село к своим родственникам Юхиму
и Валентине Левицким. С огромным риском для жизни они более двух лет прятали у себя девочку — до прихода
Красной Армии.
В 1944 году, когда Гайворонский район был освобожден, полицаи бежали. Часть из них скрылась (и скрывается
до сих пор), часть была схвачена, предстала перед трибуналом и понесла наказание (некоторые из них, осужденные
на 10 лет, были потом досрочно освобождены за "примерное поведение").
…Прошло 70 лет с тех страшных событий 1942 года. Местечка давно не существует, на его месте село. Мало кто
теперь знает, что жил там трудолюбивый и талантливый народ, жили доброжелательные, не всегда сытые, но всегда
веселые люди — евреи, и что их здесь убивали.
Ежегодно 9 Мая, в День Победы, съезжаются из Америки, Израиля, Германии, Одессы, Херсона, Кировограда жители
бывшего местечка, чтобы возложить цветы и поплакать на могилах родных и любимых людей. Вместе с ними — их дети
и внуки. Иногда приезжает раввин. И тогда над кладбищем разносятся слова древней молитвы, и люди сквозь слезы
повторяют за ним "Исгадал Веискадаш"…
Михаил РОЗЕНФЕЛЬД
|